Рождение гончей В 2006 году
Ник Перумов блестяще завершил многотомную эпопею «Хранитель мечей»,
равной которой по размаху и глубине в отечественном фэнтези не было,
нет и не предвидится. И тут же взялся за новый цикл, не столь
масштабный, но не менее амбициозный. В «Семи зверях Райлега» мэтр
поставил перед собой задачу создать принципиально нового — как для
собственного творчества, так и для жанра, — героя. И Тёрн действительно
получился на редкость ярким: бескомпромиссный паладин, пытающийся
всегда и во всем следовать собственным принципам. Не святой, но
искатель.
Центральным персонажем «Алиедоры», второго тома
цикла, стала героиня совсем иного плана: несчастная юная девушка,
отданная в жёны нелюбимому мужу, который к тому же оказался настоящим
чудовищем. Но такова Алиедора лишь в начале, когда бежит от супруга,
давая повод жестокой войне между королевствами Долье и Меодор.
Лишившись крова и родных, героиня оказывается одна в жестоком мире, но,
как сильная натура, не собирается сгибаться под напором обстоятельств.
Вокруг волки? Значит, надо научиться выть по-волчьи.
В свой
час боевитая девчонка привлекает внимание неких Сил и наделённых
могуществом людей, и примерно две трети романа Алиедора будет лишь
марионеткой в их руках. Но многочисленные невзгоды и страдания (автор
местами откровенно перебарщивает с неаппетитными подробностями и
жестокостями) лишь закалят девушку, превратив её в живой клинок.
Героиня намеренно выписана так, что порой вызывает у читателя не то
чтобы открытую неприязнь, но некоторую, мягко говоря, недоумённую
оторопь.
Роман получился до крайности мрачным и кровавым. В
последней его трети, где героиня вырывается из очередных пут, ей, давно
отринувшей девичью наивность, предстоит стать гончей Некрополиса —
одного из самых оригинальных государств в истории отечественного
фэнтези. Алиедора окончательно превращается в полную противоположность
Тёрна. Финальные метаморфозы девушки вышли у Перумова гораздо более
захватывающими, чем первые её шаги по скользкой дорожке, да и о Райлеге
мы в последних главах узнаем много неожиданных подробностей.
Разумеется, первые два тома «Семи зверей Райлега» не ограничиваются
нравственным противостоянием двух главных героев. Во-первых, здесь
немало других интересных персонажей — к примеру, в «Алиедоре» очень
много внимания уделяется деверю главной героини, который из
малосимпатичного самоуверенного дворянчика превращается в настоящего
мужчину. Во-вторых, никуда не делась и извечная тема спасения мира от
грозящих ему напастей.
Райлег совершенно не похож на прочие
фэнтезийные вселенные: своеобразно здесь буквально всё, начиная с рас и
особенностей магии и заканчивая технологиями с элементами паропанка и
социальным устройством некоторых местных государств. Если в первом томе
трилогии события разворачивались где-то на задворках мира, то
«Алиедора» переносит нас в центр наиболее обжитых людьми Райлега
территорий. Как следствие, в этом романе события принимают гораздо
больший размах: перед нами разворачивается полотно масштабного
конфликта между несколькими могущественными державами. Особенно
любопытно, что каждая из них исповедует различную военную доктрину:
Навсинай использует в роли воинов гигантских големов, Некрополис делает
ставку на армии зомби, Меодор и Долье вынуждены полагаться лишь на
человеческую храбрость и силу. Прибавьте к этому пару-тройку
неизвестных факторов во главе со всё той же Алиедорой, и можете быть
уверены — на недостаток масштабных и оригинальных батальных сцен
жаловаться не придётся.
Итог: не самое сильное произведение
мэтра, которое, однако, наглядно демонстрирует широту спектра его
таланта. Пусть в тёмном фэнтези Перумов не так силён, как в эпическом,
но искренность и страстность, с которой он продолжает посредством
развлекательного жанра искать ответы на вечные вопросы, искупает
некоторые шероховатости текста и сюжета.
В стол или в новый формат?
Работая над «Алиедорой», Ник успел написать ещё одно произведение —
самопародию «Приключения Тикки», главы из которой писатель публиковал в
закрытых записях своего онлайн-дневника. По словам Перумова, книга
писалась исключительно для развлечения и недостойна публикации на
бумаге. Однако заинтересованные лица уже предложили писателю
адаптировать историю в формате комикса. Пока Ник думает, давать ли
согласие на подобный эксперимент.
Цитаты
«Когда смотришь Смерти в глаза, главное — не сомневаться в том, что Она
не сделает тебе ничего плохого. Что Её можно одолеть знанием и опытом»
(Латариус).
«Точно знаю, как не надо. Знаю, что когда
силы есть, нельзя сидеть в дальнем углу. Иди к сородичам, иди к тем,
кому плохо. Боль утишать, недуг отгонять. Злобу других на себя брать и
в себе гасить. А самое главное, самое главное, верить, что ты — не
червь ничтожный и что душе твоей предназначено куда большее, чем вечное
прозябание» (Тёрн).
«Мы стремимся, чтобы каждый
земледелец, исправно платящий подати, имел не менее трёх
прислужников-зомби. Мёртвые должны работать и приносить пользу.
Лениться у нас никому не позволено, телесная смерть — не оправдание
безделью!» (Латариус).
Стрелы, пули и ядра рвали ряды
наступавших зомби, однако ни один, само собой, не дрогнул и не повернул
назад. Копья ломались о броню големов, но, видать, и в их наконечниках
крылась какая-то магия, то тут, то там на латах железных солдат
Навсиная появлялся круг бледно-зеленоватого пламени, расползавшегося в
стороны, так что оставалась большая, кулак пролезет, дыра.
Присутствуют
коммунизм с лицом зомби
пытки и насилие
метаморфозы героев
Отсутствуют
эльфы, хоббиты и гномы
древние магические артефакты
финал истории