История ангела и рыжего демона
Большинство современных фантастов представляет себе появление демонов
так, как рассказывает об этом Иоанн Богослов: «И произошла на небе
война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы
его воевали против них, но не устояли... И низвержен был великий
дракон, древний змий, называемый диаволом...». Пару лет назад, когда
вышла первая книга трилогии, казалось, что ее авторы — дуэт Елены
Бычковой и Натальи Турчаниновой — идут по проторенному пути.
Псевдосредневековый мир, разделенный на сферы влияния демонов и
ангелов. Демонический Хозяин, за дружбу с идеологическим противником
лишившийся власти и жаждущий ее вернуть. Отшельник-полудемон с
пропастью в душе — между инфернальной и человеческой половинками.
Запомнились яркие центральные персонажи, многогранная мультивселенная,
необычная для фэнтези манера письма — чем-то похожая на тексты Марселя
Пруста. В остальном «Рубин Карашэхра» не сильно выделялся на фоне
современных отечественных дебютов.
Вторая часть, «Заложники
света», переносит читателя в совершенно другие декорации. Из
мультивселенной — на землю, из Средних веков — в мир, имеющий много
схожих черт с империей Древнего Рима. К сюжету примешивается элемент
хронооперы: главные герои выпадают из своего времени и оказываются
вовлеченными в события, о которых они знают только по легендам. От
хронооперы можно было бы ожидать рассказа о том, как произошло
установление описанного в первой книге миропорядка, — однако в
«Заложниках света» соавторы не делают этого. И тем ценнее, что
долгожданная заключительная часть трилогии, «Лучезарный», не только
сама по себе оказалась незаурядной книгой, но и расставила все точки
над «и» в предыдущих романах. В «Рубине» и «Заложниках» мы словно
ползали по громадному полотну, разглядывая отдельные фрагменты картины,
но не могли связать их в целое. «Лучезарный» позволил нам отойти на
несколько шагов и поразиться авторскому замыслу, увидев холст целиком.
Стало ясно: приключения демонов и демоноборцев, путешествия во времени
и по мирам — не суть книги, а только средство показать главную тему.
Трилогия «Рубин Карашэхра» — это история о ремесле и художнике, о
демиурге и сотворенном, о том, как созданное может преобразить
собственного творца. Неплохо бы пожурить соавторов за то, что они
выпустили в свет две незаконченные, несамостоятельные книги — и больше
двух лет заставили нас ждать их завершения. Однако ожидание того
стоило, да и теперь, когда все три романа изданы одним томом, немногие
из новых читателей заметят лежащие между частями годы.
Интересный ключ к пониманию трилогии находится уже на обложке книги —
это названия романов. Что такое Рубин Карашэхра? Легендарное оружие
против демонов, как утверждала аннотация к первому изданию? Да, этот
инструмент известен в реальности, изначальной для главных героев, как
мощная разрушительная сила. Однако в третьей книге, «Лучезарном»,
оказывается, что Рубин, подобно освобожденному джинну, умеет не только
разрушать, но и творить. С его помощью демиург может создать целый
оригинальный мир, спаяв воедино кусочки сотен других вселенных. Но если
у владельца орудия не достанет силы воли, оно рано или поздно
обязательно разрушит все сущее. Это всего лишь одна из идеологических
аксиом мира книги, но интересно ее соотнести и с современностью —
сколько таких джиннов было выпущено из бутылок за последние годы...
А кто такие Заложники света? Нет, вовсе не демоноборцы из одноименной
книги. Третья часть ясно говорит: в заложниках у собственной идеологии
оказались ангелы, неспособные понять и принять совершенно новое
творение в мире, жестко структурированном ими. Авторы постепенно
подводят нас к мысли, что неспособность раскрыть свое сознание приводит
к гибели. Причем сначала — к смерти самых близких, а потом — и к
собственной. Необычным, в свете представления об ангелах, кажется один
из образов трилогии: высшая ступень развития Светлых — это огненные
колеса тетраимы, которые носятся по мультивселенной, уничтожая все на
своем пути и не замечая остающегося за ними выжженного следа. И право
читателя, узнав многие тайны, как демонов, так и ангелов, — решить для
себя, насколько оправданно такое существование. Такое же право —
спорить о том, какую роль в трагедии Лучезарного сыграли его
ослепленные светом собратья, однако мысль соавторов более глубока:
отпустив свое детище на волю, творец не должен вмешиваться в него, не
должен становиться его подчиненной частью.
Итог: Елена Бычкова
и Наталья Турчанинова ставят точку и отпускают трилогию в свободное
плавание. История дописана, и соавторы вряд ли вернутся к ней в
будущем. Впереди — новые книги, которые наверняка окажутся не менее
необычными и умными, чем первая крупная работа дуэта.
Это интересно
В 2004 году Елена Бычкова и Наталья Турчанинова получили за «Рубин
Карашэхра» премии «Кинжал Без Имени» и «Серебряный кадуцей» в номинации
«дебют».
Соавторы работают вместе уже больше десяти лет.
Работа над трилогией длилась больше трех лет. За это время авторы
пересекли Атлантику, побывали в джунглях, поднимались на вершины Анд, и
один из самых ярких образов книги отражает первобытную красоту и мощь
Южной Америки.
Цитата
— Я
несовершенен, нестабилен, бываю излишне жесток или равнодушен. — Дух
Срединного мира посмотрел на свои руки. Они были такого же цвета, как
кора дерева, такие же шершавые и грубые. — Я не похож на идеальные
ангельские миры.
— Именно поэтому ты так ценен.
(Диалог творения и Творца)
Присутствуют
две сотни миров
демоны и демоноборцы
масштабное сражение
Отсутствуют
эльфы, гномы, драконы
магия как наука
авторские подачки героям